Культура

@Слайдер - люди2

Культура и религия

Национальный состав республики, по данным переписи 2010 г., следующий: русские – 66,1 %, буряты – 30 %, украинцы – 0,6 %, другие национальности – 3,3 %.  На территории Республики Бурятия проживают представители коренных малочисленных народов: эвенки – 0,3 %, сойоты – 0,4 % от общей численности населения.

Русское население Бурятии начало складываться с середины XVII в., времени прихода первых казачьих отрядов и вольных людей. Они принесли в край новые формы хозяйства и быта и приспособили их к местным природно-климатическим условиям. С XVII по XX вв. казаки были основной военной силой в острогах и по пограничным линиям Забайкалья.

Буряты

Буряты, буряад, Buryats или Buriyads (англ.) – титульная нация Республики Бурятия. По раcпространенной версии, этноним «бурят» связан с именем предка всех монголов Буртэ-Чино, который восходит к почитанию волка («бури» монг. из тюрк.) в качестве тотемного животного. Племя же булагатов, имевшее прародителя Буха-нойона, считается основным ядром бурятского народа, первоначального носителя этнонима «буряты». По другой версии, степняки-монголы именовали северных жителей Предбайкалья бураад – «лесные жители» от слова «бураа» – «густая роща», «лесная чаща». В русских документах XVII–XVIII вв. бурят именовали «братские люди».

Бурятское родовое поселение (улус) располагалось по долинам рек. Важное место в хозяйстве бурят занимало не только скотоводство (разводили крупный и мелкий рогатый скот, лошадей, верблюдов), охота и рыбная ловля, но и примитивное земледелие – сеяли просо, гречу, ячмень. Использовали искусственное орошение для полива полей и сенокосных угодий. Излишки скота служили предметом меновой торговли с эвенками и другими лесными племенами, занимавшимися преимущественно охотой. Чулки, платки, войлок буряты делали из шерсти овец, которых стригли летом. Охота – древнейшее занятие бурят. Охотничий промысел был не только источником пропитания, он давал одежду, обувь, жилье, сырье для изготовления оружия и различных предметов быта. Добывали соболя, выдру, лисицу,козу, изюбра, сохатого.

Семейские

На юг от столицы Бурятии г. Улан-Удэ раскинулось редкой красоты земля: высокие горы и хребты, вековые сосновые боры, песчаные распадки и заливные луга в речных долинах. Здесь расположен Тарбагатайский район. Через Тарбагатай, красивое старообрядческое село, проходит Транссибирская автомагистраль Москва – Владивосток. В 22 селах и деревнях района проживает более 17000 человек. Это, в основном, русское старообрядческое население – «семейские».  Семейские – очень яркая и древняя ветвь русского народа, частица допетровской Московской Руси. Одним из наиболее значимых событий того периода стал церковный раскол. Царь Алексей Михайлович решает реформировать и приблизить формы богослужения и обряды к новогреческим образцам. Для многих верующих показалось, что фактически на Руси введена новая вера. Все сторонники двуперстия в 1656 г. были приравнены к еретикам, отлучены от церкви и преданы проклятию. Во второй половине XVIII века, по указу Екатерины II состоялся насильственный выгон раскольников из пределов Польши, Белоруссии и Украины. Старообрядцей – это та часть русского населения, которая отказалась от нововведений, продолжая придерживаться старой веры — ждал неведомый край, суровая Сибирь, нетронутые земли. Они селились целыми семьями, поэтому их стали называть впоследствии «семейскими». Благодаря исключительному трудолюбию семейских, скоро выросли добротные селения. Прошло 250 лет. Семейские Забайкалья прочно вросли корнями в сибирскую землю и обрели здесь вторую родину. Избы семейских – высокие деревянные постройки, их красят внутри и снаружи, моют два раза в год. Если подойти снаружи, чуть рукой достанешь до окошка. Рамы и карнизы во многих избах украшены резьбой и раскрашены. Семейские с XVII-XVIII веков до наших дней сохранили без изменений старинный покрой одежды. Представляя исключительную ценность для новой цивилизации, самобытная духовная культура семейских Тарбагатайского района Республики Бурятия в мае 2001 года в Париже провозглашена ЮНЕСКО «Шедевром устного и нематериального наследия человечества» и включена в первый список Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

Эвенки

Эвенки издревле жили у Байкала и постоянно кочевали, о них говорили: «эвенки везде и нигде». В культуре эвенков в первозданном виде сохранились многие элементы прошлого. По мнению ученых, эвенки прямые наследники культуры каменного века у Байкала. К приходу русских у них сложились три основных культурных типа, которые различались по роду занятий: охотники, оленеводы и конные.

В настоящее время эвенков в Бурятии проживает 1,7 тыс. человек. Эвенки признаны одним из малочисленных народов Севера. Действуют Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Бурятии, национальные культурные центры. В настоящее время эвенки компактно проживают в Курумканском, Баргузинском, Баунтовском, Муйском и Северобайкальском районах Бурятии.

У эвенков частично сохранились патриархально-родовые традиции эвенков: обычай безвозмездной передачи своей добычи сородичам; самое удобное место в чуме на противоположной стороне двери предназначалось только для гостей. Гостем считался всякий, кто переступал порог чума. Гостей угощали лучшей пищей, с гостем нужно поделиться даже последним куском мяса.

Наиболее торжественно проходит у эвенков весенний праздник икэн, посвященный наступлению лета – «появлению новой жизни» или «обновлению жизни».

Пища эвенков – мясо диких животных, рыба: вареное мясо с бульоном, обжаренные на рожнах мясо и рыба, толченое вареное мясо, заваренное кипятком и смешанное с голубикой, копченое с брусникой, густой мясной суп, колбаса с жиром, кровяная колбаса, мороженая и вареная рыба.

Блюдо из молока и сараны считалось лучшей легкой пищей в летнее время. Для пополнения запасов жира эвенки осенью специально выходили на промысел горного сурка (тарбагана), а в начале зимы – медведя.

 Шаманизм

Шаман являлся жрецом, врачом и гадателем. Шаман был центральной фигурой при тайлаганах – молебствиях – просьбах у духов-эжинов урожая, умножения скота, удачи в охоте, семейного счастья.

В настоящее время в Бурятии зарегистрировано Министерством юстиции шесть шаманских организаций. Проводятся молебны – тайлаганы в священных местах. В этих местах – а их немало – устроены обоо. Современные шаманы, как и их предки, проводят молебны с целью укрепить физическое и моральное здоровье людей, помочь решить проблемы, предсказывают, молятся за благополучие Бурятии и Байкала, призывают блага, хорошую погоду, содействуют единению людей и гармонизации их отношений с природой и миром.

Шаманизм и шаманские обряды вызывают огромный интерес у туристов, так как с помощью шаманов они имеют возможность не только заглянуть в далекое прошлое, но и лучше понять современность и представить свое будущее.

Буддизм

Первое достоверное известие о проникновении буддизма к берегам Байкала относится еще к 1441 г. – бронзовый походный алтарь хранится в национальном музее Бурятии.

В 1647 г. енисейский казачий десятник Константин Москвитин упоминает в своих донесениях о войлочных юртах –дуганах. В 1712 г. к бурятам прибыли 150 монгольских и тибетских лам-проповедников. Первоначальный родовой культ подвергся ламаизации: духи-хозяева превращались в божества буддийского пантеона, им давались тибетские имена. В пантеон ламаизма попал Сагаан Убгэн – Белый Старец, божество, хорошо известное народу по добуддийским культам.

В 1741 г. указом императрицы Елизаветы Петровны буддизм признан одной из традиционных религий России.

Буддизм принес в Бурятию грамоту в виде старомонгольского вертикального письма, медицину и новые каноны искусства. Непременным атрибутом интерьера любого бурятского дацана является картина «Сансарын Хурдэ» – Колесо бытия.

Сегодня в России существует Традиционная Сангха России. Глава ее Пандидо Хамбо лама Дамба Аюшеев входит в конфессиональный религиозный совет при Президенте РФ. Его резиденция находится в Иволгинском дацане Бурятии.

Праздники

Сурхарбан – праздник-обряд почитания Земли – проходил летом и считался вторым по значению праздником года у бурят.

Главным же торжеством в году считается, как и встарь, Сагаалган – приход Белого Месяца. Он проводится по лунному календарю первого числа первого весеннего месяца, чаще в феврале, с 1990 г. стал официальным праздничным днем в Бурятии. 30 числа последнего зимнего месяца совершается обряд «Дугжуба» со сжиганием «Сора», что символизирует уничтожение всего негативного с уходящим годом и приход благополучия в наступающем году. В течение ночи и вплоть до рассвета первого дня нового года в дацанах читаются магтаалы (хвалебны) защитнице Учения – богине Балдан Лхамо. Затем, когда Новый год вступает в права, в течение 15 дней читаются молитвы, посвященные чудесам Будды.

Кулинарные традиции

А вот самое прославленное яство – бууза, мясной фарш в тесте в форме юрты, с отверстием наверху. Буузы в народе называют позами. Это блюдо на протяжении многих веков объединяло бурятскую культуру, традиции и обычаи, создавало единство нации и покоряло своим богатым, насыщенным вкусом.

Главное достоинство бурятской кухни – простота в приготовлении пищи и ее натуральность. Основа кухни – мясо и молоко. Дичь и рыба – дополнительная пища к основному рациону. У бурят есть поговорка «Уважишь и угостишь человека – уважишь и угостишь себя». Из одного барана буряты могут приготовить до 50 различных блюд. В пищу идет весь баран, ничего не выбрасывается.

Чай в бурятской кухне особенный, его заваривают из листьев брусники, плодов боярышника, листьев иван-чая. Один из традиционных, любимых и необходимых напитков – чай с молоком, курдюком и жареной мукой. Чай у бурят, как и у монголов, появился в конце XVI– начале XVII в., его привозили из Китая, выменивали на скот, кожи, шерсть.

Пользовался спросом зеленый чай грубого помола, прессованный в «кирпичи», его так и называли «кирпичный чай». Заваривали его прямо в чугунных котлах на огне, в кипящий заваренный чай добавляли молоко, тщательно размешивая, высоко поднимая половник, таким образом наполняя чай кислордом. Пить чай без молока считалось кощунством, предзнаменованием скорого обнищания семьи, утраты основного богатства – скота.

Пища из молока занимает особое место. Русские традиционно встречают гостей хлебом и солью, а буряты молоком. Обычай этот называется «сагаалха». Нередко кроме молока в чай добавляли масло, соль (для восстановления соляного баланса в организме, нарушающегося на сильной жаре), поджаренную ячменную муку, слегка обжаренное сало бараньего курдюка, костный мозг барана, размельченное и прожаренное вяленое мясо. Такой чай энергетически заряжал на целый день. К чаю подавали сушеный творог, пресные лепешки, обжаренные в жиру кусочки теста.

Рыбу кочевники всегда ели неохотно, не было традиции ловить, готовить и есть рыбу. С появлением русских в Сибири буряты быстро освоили рыболовные снасти, ловили хариусов, ленков, щуку. Религиозные запреты распространялись только на одну рыбу – налима. Он считался тотемным прародителем эхиритов, одного из четырех субэтносов бурятского народа.

В настоящее время самая популярная рыба Бурятии – байкальский омуль. Его едят в жареном, вареном, копченом и соленом виде. Последний отличается особой пикантностью, так как обладает специфическим запахом, так называемый «омуль с душком», который особо ценится знатоками и любителями этого продукта.


Источник: Агентство по туризму Республики Бурятия.